Время романтики: чем удивляет путешествие по БАМу

Автор: | 30.11.2021

Что можно увидеть из поезда по пути на Дальний Восток? Байкало-Амурскую магистраль сложно назвать местом массового отдыха и туризма. Однако, если судьба вдруг заносит сюда случайного путешественника, дорога среди удивительных сибирских гор и природы, а также города, поселки и люди, живущие в них, не могут оставить его равнодушным, а впечатления и воспоминания от знакомства с этим суровым, диковатым и необычным миром остаются с ним на всю жизнь.

Это рассказ о путешествии на Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль (с заездом в Красноярск), состоявшемся в июле 2005 года. В ходе путешествия был изучен участок Тында – Новая Чара, а также окрестности Северобайкальска.
По пути на БАМ

…Солнечным июльским днём с Казанского вокзала отправлялся скорый поезд Москва – Тында. Ехать от Москвы до столицы БАМа очень долго: 5 суток. После Мещёры и длительной стоянки в Вековке был Муром; вечером поезд долго стоит в Сергаче. Утром следующего дня ехали уже восточнее Камы, по предгорьям Урала. Погулять можно в Красноуфимске, Дружинине и Екатеринбурге.

Третий день напомнил о прошлогоднем походе под Новосибирск (проезжаем Омск, Барабинск, Новосибирск и Мариинск). Как и год назад, первая половина дня была пасмурна, но в районе Барабинска установилась жара.

Четвёртый день встречаем уже восточнее Енисея, в районе Канска. Природа была лесостепная; леса преимущественно лиственные, много берёз. В отличие от Новосибирска и Омска, местность пересечённая. Первая крупная остановка – Иланская; после неё леса становится больше, чаще встречаются хвойные породы деревьев. В районе станции Решоты железная дорога идёт уже по настоящей тайге, среди сопок. С Разлоги видна красивая, заросшая лесом гора южнее железной дороги… Ближе к Тайшету опять появились открытые места, переехали реку Бирюса.

30-минутная стоянка в Тайшете и – до свидания, Транссиб! Начинается Тайшето-Ленская магистраль, также называемая «неправильным» БАМом. Основная же часть БАМа начинается со станции Лена (город Усть-Кут), которую тындинский поезд проезжает ночью. Помимо Иланской и Тайшета, долго стоим в Вихоревке и Коршунихе-Ангарской. Тайшето-Ленская магистраль сильно отличается от Транссибирской: поездов гораздо меньше, зато много полузаброшенных станций с ржавыми рельсами… Природа: хвойно-берёзовые леса, сопки, иногда встречаются открытые места.

На следующий день была продолжительная – больше часа! – стоянка в Северобайкальске. Затем озеро Байкал, Новый Уоян, Таксимо, Куанда и Новая Чара. Был и самый длинный в нашей стране Северомуйский тоннель, занявший весь перегон Итыкит – Окусикан. Восточнее Таксимо БАМ уже не электрифицирован. Очень красива река Витим, которую переехали вечером.

Потом настал последний день пути – сегодня доедем до Тынды. После Юкталей БАМ идёт по долине Нюкжи, исключительно красивой в солнечную погоду.

День первый.
Тында
Поезд прибывает в шестом часу вечера; небо безоблачно. Табло на здании вокзала показывало 34 градуса тепла (!), однако по ощущению было несколько меньше. После Тынды были грунтовые дороги рядом с БАМом, река Геткан. На последней много отдыхающих, купающихся. Река течёт недалеко от БАМа на всём участке Тында – Кувыкта.
Автобанов там нет, зато есть АвтоБАМ. Речь идёт об автодороге, построенной одновременно со строительством БАМа железного; во времена прокладки магистрали использовалась строителями. Почти на всём своём протяжении АвтоБАМ не асфальтирован, а автомобильное движение даже под Тындой весьма редкое (не чаще, чем 1 раз в 15-17 минут).
Первая ночёвка была около разъезда Курьян (2336 км от Тайшета). Вечер был тёплым, а небо – по-прежнему безоблачным, только комаров много.

День второй
Ранним утром, когда воздух ещё не прогрелся, я уже шёл по АвтоБАМу в западном направлении.
День выдался исключительно жарким; столь палящее солнце не встречалось даже под Астраханью. Три купания и большое количество ручьёв, разумеется, помогли, однако в Кувыкту прибыл очень усталым. Если вечером в Тынде было +34, то сегодня в середине дня жара достигала 40-45 градусов. К тому же железная дорога и АвтоБАМ идут по широким просекам, и тайга не может дать достаточной тени. С 12:00 до 17:30 крупномасштабных передвижений не было. Двигаться можно было только так: прошёл 1 – 1,5 км, остановился у ручья, попил, умылся, смочил кепку, прошёл ещё километр. Однако, несмотря на сильную жару, на грунтовых дорогах нередки лужи и даже заболоченные участки: из-за камней и вечной мерзлоты земля слабо впитывает воду. Неоднократно встречалась река Геткан и её многочисленные притоки. Вода в узких и быстрых ручьях очень холодная, что в жару не могло не радовать. Перед Кувыктой был сложный, пересечённый участок АвтоБАМа; последний после входа в Кувыкту стал асфальтированным. Посёлок Кувыкта построен Свердловской областью в 1983 году; сразу за станцией начинается тайга.

День третий
От Кувыкты до Ларбы ехал на рабочем поезде Тында – Юктали. В Ларбе уже прохладнее: не более +25, на горизонте появились грозовые тучи. Недалеко от Ларбы протекает река Нюкжа, но дойти до неё не удалось. Дорога южного направления идёт среди болот и во многих местах затоплена.
За несколько минут до возвращения в Ларбу хлынул ливень как из ведра. Дождь продолжался почти 8 часов, то ослабевая, то опять усиливаясь.

День четвёртый
Утром уже ничто не напоминало о солнечной и жаркой погоде, стоявшей всего два дня назад. День был пасмурным и холодным, и в лужах периодически появлялись круги от дождевых капель. Впрочем, сильных ливней больше не было.
Рабочий поезд на Юктали, видимо, никак не хотел ехать в ливень и в Ларбе появился с большим опозданием. Нюкжа узнавалась с трудом: вместо ярко-синей глади и залитых солнцем берегов были тёмные, мрачные воды…. Из-за ливня очень сильно поднялась вода в реках; по небольшим вчера ручьям плыли вырванные с корнем деревья, и даже многие дороги были затоплены или размыты.
Рабочий поезд 2,5 часа стоит в Лопче. Посёлок Лопча находится на сопке севернее станции; АвтоБАМ был в достаточно плохом состоянии. В Юкталях, однако, погода улучшилась: дождь прекратился, начало выглядывать солнце.

День пятый
Было по-прежнему пасмурно и прохладно, но без осадков. День был посвящён посёлку Юктали и его окрестностям. Посёлок находится восточнее железнодорожной станции, за одноимённой речкой. Бросаются в глаза жилые дома, построенные на сваях, что обусловлено вечной мерзлотой. Юктали – посёлок довольно крупный: со слов железнодорожников, около 3 000 жителей.

Из-за плохого состояния АвтоБАМа не удалось дойти даже до впадения Нюкжи в Олёкму. Нюкжа по-прежнему широка и полноводна. Но по речке Юктали было заметно, что уровень воды снижается.

Рабочие поезда не ходили, так как был выходной день. Из Юкталей в Хани ехал на поезде Тында – Москва. С последним курсирует дополнительный вагон Тында – Хани, почти опустевший после Юкталей. Переезжали реки Олёкма и Хани. Последняя значительно меньше Нюкжи, но в дождливую погоду быстра и полноводна. Ближе к Ханям горы становятся выше, а долина сужается.

Посёлок Хани встретил совсем не летней температурой и сильным ветром с гор. Рабочие поезда на Новую Чару в расписании не значились вовсе. Удалось узнать, что есть рейс в 7 утра. Ждать поезда в Ханях было просто ужасно: холодно, вокзал не отапливается (на дворе как бы лето). Хорошо, хоть здание на ночь не закрывают…

День шестой
Ранним утром уехал на рабочем поезде, состоящем из тепловоза, платформы и пассажирского вагона. Четыре часа до Новой Чары можно было ехать в рубашке с коротким рукавом: вагон хорошо натоплен, удалось поспать.
В Новой Чаре ещё прохладно, но солнце светит вполне уверенно; в лесу очень много комаров. Вскоре уже ничто не напоминало о «ледяном районе» Хани: днём было 30 градусов тепла. Недалеко от Новой Чары протекает река Чара; по сравнению с Олёкмой или Витимом она невелика. Интересна, впрочем, не только река, но и мост, по которому проходит

АвтоБАМ.
День седьмой
Северные окрестности Новой Чары; в 7 часов вечера отправляется поезд Новая Чара – Северобайкальск. День был пасмурным и прохладным; часа за три до отъезда начался дождь. На пески, к сожалению, сходить не удалось – они слишком удалены от Новой Чары. К тому же в окрестностях Новой Чары много промышленных зон, в том числе заброшенных, и найти подходящую дорогу непросто.

…Пассажиров в северобайкальском поезде было немного. После реки Чара бросились в глаза два грузовика – неужели они проехали по тому самому мосту?! По-прежнему пасмурно и прохладно; вершины гор еле видны. Тайгу в районе разъезда Сакукан, очевидно, не миновали лесные пожары, но сейчас огня уже не было.
Вечером поезд остановился на станции Куанда – той самой, где в 1984 г. родился БАМ. Немногим раньше была река Куанда.

День восьмой
Утром ехали по долине Верхней Ангары, но Байкал уже давал о себе знать сильным туманом. Затем Нижнеангарск, несколько туннелей и – Северобайкальск.
Шоссе Северобайкальск – Нижнеангарск было на удивление оживлённым (или казалось таким после АвтоБАМа). Купаться в Байкале можно, но вода довольно холодная; берег каменистый. Этот день был посвящён Байкалу.

Окрестности Северобайкальска отличались гораздо более разнообразной растительностью, большим количеством цветов и совсем не были похожи на предыдущую часть путешествия. Пейзаж в районе Мысовых туннелей напомнил почему-то Новороссийск и Чёрное море…

День девятый
Жарко и солнечно, почти как в Тынде. Вода в Байкале уже успела прогреться, и на пляже было весьма многолюдно. День был посвящён Байкалу и Северобайкальску. Последний, впрочем, город всё-таки новый.

В Северобайкальске и его окрестностях встречается много стригунов (крупных жуков чёрного цвета). Местные жители шарахаются и давят их, словно ядовитых скорпионов. Однако на самом деле стригуны не кусаются и, на мой взгляд, совершенно безобидны.
Поздним вечером отправляется поезд Северобайкальск – Красноярск. Пассажиров после Северобайкальска совсем мало; поезд начинает наполняться только в районе Братска, Вихоревки. Ехать до Красноярска более суток (1 день и 2 ночи).

День десятый
Утром проснулся перед «станцией семи гор» – Семигорском. Железная дорога уже расширилась до двух колей, Лену опять проехали ночью. Природа по-прежнему была таёжной и холмистой, однако рек и ручьёв по сравнению с окрестностями Тынды немного. На солнечных местах много цветов.
Снова проехали по плотине Братской ГЭС (между Гидростроителем и Падунскими Порогами). Братское водохранилище и река Ангара удивили огромным перепадом высот. Незадолго до Братска поезд останавливается на станции Зяба; озябнуть на ней, однако, не представлялось возможным.
В течение дня были крупные остановки: Коршуниха-Ангарская, Падунские Пороги, Анзеби, Вихоревка, Тайшет. В последнем стояли больше часа.

День одиннадцатый
В Красноярск приехали ранним утром. Купив билет в Москву, сразу же поехал в заповедник «Столбы». Однако добраться до центральных столбов не удалось: они слишком удалены от входа в заповедник. Покупая билет на поезд Чита – Москва, я и не предполагал, что понадобится так много времени…
Затем был сам Красноярск. Несмотря на скорый отъезд, Енисей и центр города оставили хорошее впечатление. Всё, около часа уже отправляется мой поезд, и через 2,5 дня я буду в Москве.
Успели уже забыться ливни и затопленные дороги, и на душе осталось какое-то ощущение незавершённости…
Общие выводы по путешествию на БАМ

Природа
На всём протяжении была тайга. Рельеф местности пересечённый, от невысоких сопок до гор. Небольших рек и ручьёв много практически везде. В низинах нередки болота. Никаких крупных животных не встретилось. Однако, по словам местных жителей, медведи в том районе водятся. Почти везде много комаров; исключение составляют каменистые берега Байкала.

Дороги
Как я заметил выше, автобанов под Ларбой или Юкталями нет. Зато есть АвтоБАМ, проходящий рядом практически на всём протяжении Байкало-Амурской магистрали. Необходимо отметить, что он не имеет цельного характера: ряд мостов отсутствует или непригоден для движения. В сырую погоду состояние АвтоБАМа оставляет желать лучшего. Идти можно и по грунтовым дорогам около БАМа железного (там, где они есть).
На что хотелось бы обратить внимание:
Отсутствует автодорожный мост через Олёкму (западнее Юкталей); ширина реки составляет 500-600 метров.
Непригоден для движения автодорожный мост через Куанду, находящийся восточнее одноимённой станции. Куанда – небольшая река, перейти можно по железнодорожному мосту.
Серьёзные опасения вызывает состояние автодорожного моста через Витим (стык Бурятии и Читинской области). Сам я по этому мосту не ходил, однако он хорошо виден с моста железнодорожного. Витим – река широкая и полноводная.
Отсутствует несколько автодорожных мостов между Северомуйским тоннелем и Таксимо.
В целом же дорожная обстановка благоприятна для продолжительных и крупнокилометражных походов.

Погода
Погодные условия июля вряд ли можно назвать благоприятными. Под Тындой может быть 45 градусов тепла и безоблачное небо, а в Ханях от них останется пять градусов и сильный ветер. Обратить внимание стоит и на обильные дожди. Помимо промокших вещей и плохих дорог, проблемой становится питьевая вода: реки и ручьи будут грязными.
В целом, погода летом нестабильна и может измениться очень быстро.
Населённые пункты
За исключением окрестностей Северобайкальска, это очень дикий, малонаселённый район. Интервалы между населёнными пунктами – не менее 40-50 километров (Тында – Кувыкта: 41 км по железной дороге), бывают и значительно больше.
Необходимо отметить, что все посёлки довольно крупные и имеют городской характер. Купить продукты можно во всех населённых пунктах.

Транспорт
Транспортное сообщение под Тындой оставляет желать лучшего. На Восточносибирском участке БАМа (западнее станции Хани) поездов больше.
Наименее благоприятным участком следует считать Тында – Юктали – Хани: ежедневных поездов дальнего следования нет, а рабочие поезда гарантированно курсируют только по будним дням. Речь идёт не о моём путешествии, а обо всём БАМе. Восточнее, например, ежедневно курсирует поезд Тында – Комсомольск-на-Амуре.
Ещё один серьёзный недостаток – большинство станций, даже крупных, закрывается на ночь. Это касается и Северобайкальска, хотя в последнем есть комнаты отдыха.